Нужно ли разработчику высшее образование?

Привет! Меня зовут Кирилл, я один из основателей Максилекта. Когда-то я был разработчиком, позже — помогал Максилекту выходить на рынок, а теперь работаю в другом бизнесе, где имею отношение к найму, поэтому могу смотреть на ситуацию с разных сторон.

Сегодня предлагаю пофилософствовать на тему “а нужно ли разработчику высшее техническое образование” и “можно ли его заменить быстрыми курсами”. Объясню, почему компании смотрят на вышку в резюме.

https://xkcd.com/519/

https://xkcd.com/519/

Абстрактное мышление во главе угла

Кто-то считает разработку наукой, кто-то — искусством. А с моей точки зрения это высокоинтеллектуальное ремесло. В нем, безусловно, важны выученные языки и фреймворки, познания в математике и много всего прочего. Но среди перечисленных пунктов нельзя выбрать что-то объективно необходимое всем без исключения. У разработчиков всегда есть выбор языков и инструментов — можно знать Python, а не C++ или Java вместо JS.

С моей точки зрения самый главный навык, без которого все это будет невозможно применить на практике для написания простейшей программы, — способность мыслить абстрактными понятиями и объединять их в целые цепочки. Чтобы писать программы, нужно разбираться в трех базовых вещах:

  • синтаксисе и семантике конкретного языка программирования;
  • структурах данных (в частности, применяемых в конкретном языке программирования);
  • алгоритмах.

Все они абстрактны.

Ты можешь закончить несколько ВУЗов, быть семи пядей во лбу, прочитать книги по десятку языков, но если у тебя не развито абстрактное мышление, скорее всего путь в разработку тебе заказан.

Как выяснить, что абстрактное мышление есть?

Кто-то получает абстрактное мышление чуть ли не от рождения, а кто-то умудряется его развить, изучая математику. Но проблема в том, что у отдельно взятого человека с порога нельзя быстро оценить эту способность. Само по себе абстрактное мышление — свидетельство весьма неплохого интеллекта. Но обратное не работает. Интеллект не означает, что абстракция под силу. Ты запросто можешь не видеть, не чувствовать и не понимать того, чего вообще не существует в природе. И, соответственно, не уметь этим оперировать.

Вот тут и появляется техническая “вышка”, как критерий.

  • Если ты полюбил математику и пошел в ВУЗ ее изучать, тем самым развивая свое абстрактное мышление, “на сдачу” у тебя есть вышка. Физика и математика — это вообще идеальные инструменты для развития данного навыка.
  • Если этот самый главный навык был дан от природы, ты скорее всего тоже пошел в техническую вышку — просто потому, что дается тебе это легко, а после школы все к этому подталкивало.

Одновременно с этим очень частая история — отсутствие высшего образование и неумение оперировать абстракциями. Таких людей действительно много. Это не делает их плохими, но на роль разработчиков они уже не очень подходят.

Получается, что диплом о высшем техническом образовании — просто удобный и быстрый критерий для разделения людей на тех, кто заведомо может, и всех остальных.

Конечно, есть люди с хорошо развитым абстрактным мышлением, но без высшего образования (и они при этом отличные разработчики). Но как их выявить среди общей массы? Разве что пообщавшись с каждым. Это долго и сложно, а заодно вызывает массу вопросов о факторах оценки. А вот узнать, есть ли у человека высшее техническое образование — очень просто. Достаточно взглянуть на его резюме.

Не утверждаю, что все компании, указывающие высшее образование в качестве обязательного пункта на вакансию, руководствуются именно этим принципом. Кому-то вышка нужна по формальным соображениям — например в ВУЗах, на режимных объектах и т.п. А в некоторых случаях формулируются странные, чуть ли не заградительные требования, поскольку в процесс найма вмешиваются противоречащие интересы нескольких рекрутеров (или рекрутеров разных партнеров). Формулировки из таких вакансий могут тиражироваться коллегами по рынку так, что потом и концов не найдешь… И это отдельный разговор — кого и зачем там ищут. На такие истории не стоит ориентироваться. Но в целом спросить про диплом в найме считается нормой, хотя формально он и не нужен.

А будут ли быстрые курсы полезнее “вышки”?

Короткий ответ — нет.

Я не мог не упомянуть в этой теме дополнительное образование. Безусловно, есть дельные программы повышения квалификации, которые больше напоминают вторую вышку. Но хочется отдельно проговорить, что быстрые курсы — “сделаем тебя ИТ-шником за полгода” — к ним не относятся.

Вчерашних курьеров, официантов и бухгалтеров сманивают на быстрые курсы, обещая начало карьеры и чуть ли не трудоустройство. Проблема в том, что быстрые курсы никак заранее не проверяют, есть ли абстрактное мышление у поступающих студентов, и не помогают его развить. В итоге часто на выходе получаются недо-джуны, которым не объяснили, что в индустрии они с такими знаниями не нужны.

Гипотетически я могу представить компании, которым и такие специалисты были бы полезны. К примеру, в автосервисе обычно есть мастер, который знает все, и его подмастерье, который вряд ли достигнет таких же высот, но под руководством первого может крутить гайки и постепенно во многом разбираться. Такую же схему можно было бы реализовать в ИТ. Можно было бы организовать процесс, в котором начинающие недо-джуны выполняют самые простые задачи — штампуют веб-формы или самые банальные мобильные приложения — получая за это минимум денег. Но сама индустрия ни технологически, ни организационно к этому не готова. Подавляющее большинство компаний хотят получить готового специалиста высокого уровня, собирать универсальные команды, которые будут быстро выдавать результат. А “сырой материал” им не нужен.

Получается, что такие быстрые курсы просто обворовывают людей. А те потом страдают и мучаются, не зная, куда пойти работать, поскольку хорошая базовая подготовка из воздуха не появляется. Люди, которые много лет крутили баранку в такси или продавали автомобили, пытаются выбрать легкий путь — там, где попроще. Но умения абстрактно мыслить от этого не появится.

Если не так, то как?

Не исключаю при этом, что кто-то из вчерашних продавцов, водителей, санитаров, дворников и представителей массы других профессий, может перейти в ИТ. Но чтобы это сделать нужна огромная мотивация. На это способны в буквальном смысле единицы. И начинать надо не с быстрых курсов, а с поиска учителя — наставника и проводника в новом мире. Человек из комьюнити подскажет, где срезать углы, как правильно все сделать и что действительно важно.

Найти наставника не так сложно, как кажется. Я заметил, что люди по достижении десятилетнего опыта (в среднем) стремятся передавать кому-то свои знания. Это базовая потребность. Таких гуру легко найти на конференциях, семинарах или среди авторов лекций на YouTube.

Стоит сделать скидку на личностное притирание — не каждый учитель подходит для отдельно взятого ученика (как и наоборот, не каждый ученик подходит для определенного учителя). При этом некоторые готовы тратить время безвозмездно, другие же хотят зарабатывать. Но это уже детали. Важно искать то, что подойдет. И не бросать все на полпути.

К сожалению, моя практика показывает, что не отказаться от идеи перейти в ИТ из-за трудностей могут доли процента людей. И даже им не всегда удается.

Получилось довольно пессимистично. Но я действительно верю в то, что абстрактное мышление — это редкая способность, которая проявляется в виде определенных склонностей, в том числе к роли разработчика. Эту способность не “поднять” за пару недель и не развить по щелчку пальцев, как нельзя попасть на Олимпиаду через год после начала занятий спортом. Но это не значит, что не надо пытаться. Дорогу в ИТ осилит идущий.

Наши статьи по теме:

Все статьи

Связаться с нами

Мы свяжемся с вами в течение 24 часов.