Как мы адаптировали бизнес и почему больше внимания досталось именно команде

Последние события ребром ставят вопрос — что делать дальше? Как сохранить стабильность, которой мы достигли за последние шесть лет работы на российском ИТ-рынке? Абсолютно верного ответа сейчас нет ни у кого. Но мы постарались проанализировать ситуацию и понять, какие шаги необходимо предпринять. Пока вокруг горят пожары, бизнес не должен останавливаться. Не будем комментировать происходящее, но расскажем, что мы сделали прямо сейчас, чтобы сохранить проекты, команду и все сопутствующее. А заодно дадим пару советов тем, кто пока не знает, как справиться с ситуацией.

Как и у многих людей вокруг, у нас нет прогноза, как события будут развиваться дальше. Но мы понимаем, что любой кризис — это не только риск, но и возможность расширить свою деятельность, а может и занять новые ниши. Важно не растерять по пути то, что у тебя уже есть. Поэтому в условиях повышенной нестабильности мы сделали несколько важных шагов, направленных на сохранение текущего порядка работы. Вероятно, в ближайшие дни и недели мы еще пополним их список, а пока поговорим о наиболее неотложном.

Удаленка, которая уже существовала

Как и весной 2020, мы порадовались за то, какой в свое время выбрали формат работы. Нам не пришлось никого ставить перед выбором между сохранением работы и, допустим, переездом туда, где поспокойнее. Более 6 лет назад компанию построили вокруг идеи удаленной работы, а значит мы уже давно проговорили и внутри команды, и со всеми клиентами отсутствие каких-либо географических ограничений для сотрудников. Нам не надо было изобретать новые системы контроля производительности или перестраивать внутренние процессы в связи с последними событиями. Все и так работает, как часы (подробнее о том, как все у нас устроено, мы уже писали на сайте).

Наши проекты стабильны — часть из них развивается в финтехе (причем, в той его части, которая не была затронута западными санкциями). Но почти в каждой из команд в свете последних событий есть какие-то изменения приоритетов разработки. И отлаженные процессы помогают “обрабатывать” эту ситуацию в штатном режиме. А это значит, что на волне нестабильности мы еще и нанимать продолжим — на это есть ресурсы, да и задачи сыпятся как из рога изобилия (к слову, список вакансий тут).

На пике кризиса такой совет давать поздновато, но все же — выстраивайте внутренние процессы. Никто не знает, как события повернуться дальше. Но любая неэффективность отъедает ресурсы и чем раньше удастся справиться с этой “утечкой”, тем легче пройдет период нестабильности.

Связи и деньги

Часть нашего бизнеса сосредоточена в России, но у нас есть и зарубежные партнеры. В первый же день мы обсудили со всеми нашими контрагентами дальнейшие перспективы. Это дало какую-то почву под ногами — мы все продолжаем работать, никакие проекты не закрываются. Просто меняются приоритеты.

Советуем сделать то же самое. Прежде чем паниковать — соберите все данные по ситуации, которые вам доступны. Найдите компромиссы — все мы сегодня в одной лодке. Это немного сузит диапазон вариантов дальнейшего развития ситуации, чуть добавит уверенности в завтрашнем дне.

Как и многим, нам пришлось подумать о трансграничных рисках. Но благодаря проведенным консультациям это не была попытка тушить уже случившийся пожар. Мы решали, как перераспределить риски.

С точки зрения российской части бизнеса мы подстраховались тем, что открыли дополнительные счета в банках, не попавших под санкции. У нас и без этого все работало, но, как говориться, “на всякий случай”.

Командный дух

Самая главная наша ценность — команда, поэтому на сохранение ее эмоционального здоровья мы и бросили все остальные силы. Сейчас это означает два конкретных действия — помощь словом и делом.

Во-первых, мы обеспечили психологическую помощь тем, кому тяжело воспринимать ежедневные новости. Необходимость этой меры стала понятна на общекорпоративном созвоне, который проходил чуть меньше, чем через неделю после резкого изменения ситуации. Вместо привычного обмена шутками и последними новостями, всплыли беспокойство и неуверенность в завтрашнем дне. И уже на следующее утро мы объявили о том, что теперь каждый из сотрудников может анонимно и бесплатно проконсультироваться удаленно с психологом. Мы надеемся, что это поможет избежать проседания производительности и выгорания.

Параллельно мы не только не отменили запланированные внутреннее обучения, но стали планировать даже больше встреч, чтобы никто не чувствовал себя брошенным. Темы для обсуждения точно найдутся, как в рамках сложившейся ситуации, так и вне новостной повестки — дети, отпуска, увлечения… В конце-концов проверенные лично методики борьбы со стрессом — отличная почва для дискуссий.

Все эти годы удаленной работы мы прилагали много усилий, чтобы команда была связана не только рабочими задачами. Пришло время использовать наши наработки, чтобы поддержать друг друга.

Во-вторых, мы предложили поддержку тем, кто думает об изменении своих жизненных условий. Здесь общих мер вводить не стали — подошли к вопросу индивидуально. Где-то постарались оперативно проконсультировать по особенностям налогового законодательства, где-то помочь с переносом рабочих часов из-за переезда. Кажется, что гибкость сейчас — наилучшая стратегия. И мы надеемся в ближайшем будущем еще рассказать, как чувствуют себя те, кто предпочел переехать.

В целом мы постарались стать тем оплотом стабильности, за который можно “зацепиться” в сложной ситуации. Привычные процессы и действия помогают сохранить рабочее настроение. Со своей стороны мы делаем все, чтобы минимально сбиваться с пути. Даже плановые повышения зарплаты для тех, с кем уже были достигнуты такие договоренности, остаются в силе несмотря ни на что.

Наши статьи по теме:

Все статьи

Связаться с нами

Мы свяжемся с вами в течение 24 часов.